ОТЧЕТЫ

Воспоминания по двум летам,

проведенным мною с друзьями

в Саянах на реке Сисим (Юрий aka Бродяга г.Кемерово).

Часть первая. 2003г.

Знакомые сплавщики давно приглашали меня сходить с ними на сплав, но слабые уверения с их стороны, что ТАМ есть рыбалка и даже можно поймать на уху мало прельщали, с другой стороны хотелось попробовать сплавиться по горной речке – как  то раз возили нас лохов по Катуни на плотах так захотелось попробовать что-то посерьезней.  И вот в прошлом (2003) году наметился довольно интересный маршрут (см. автомобильный атлас дорог): добраться до Красноярска, там на паровозе (на Абакан через Саяны) до станции Сисим (ровно посередке между Абаканом и Красноярском, стоянка 1 мин),  сплав по р. Сисим  около 240 км, на пароме через Енисей, оттель на Красноярск (за машиной)– и домой. От знакомых из Красноярска по телефону прошла скудная информация, что речка Сисим довольно посещаемая, подходы-отходы есть, в основном сплавляются туристы и рыбаки, время в пути (для туриста) 8-10 дней, но так как народу там навалом, то на катамаран дров не найдешь.

Команда из четырех человек собралась быстро, нашли катамаран - спортивную двойку, на всякий случай прихватили резиновую двухместку (На кой ляд мы её таскали за собой?), на рынке набрали хавчика на 2 недели  и в конце Августа сгрузились  на мою «Делику» и тронулись в путь. Дорогу до Красноярска  описывать не буду, но один я вывод сделал: не берите в команду суетливых – не успели выехать за Мариинск, как один из нас начал уже выискивать шесты для катамарана?!!? -ссылаясь на Красноярских знакомых. Километров сто мы умудрялись отговаривать его от этой затеи, но он сменил тактику и потребовал остановки справить нужду. Вышел почему-то с топором и через минут 20  нарисовался перед нами с охапкой молодых березок, потом было еще пара таких остановок и ещё. Вы бы видели как я лихо полетел к вокзалу в Красноярске и на нас стали пялиться, судя по экипировке, туристы и рыбаки! И самый распространенный вопрос знаете каким был? На кой хрен мы везем с собой эти дрова? Пришлось объяснять им, что это экспонаты Кемеровской флоры привезенный по пути для знакомых, а мы со своим самоваром в Тулу не ездим!

С билетами на паровоз проблем не было и через 12 часов в 6 утра мы выгрузились на станции Сисим КрЖД. От станции до реки метров 500-600. Вместе снами высадилась группа рыбаков из Красноярска - они были на экспедиционных надувнушках сейчас эти штуковины идут под названием ''Турист'', на меньших там делать нечего. Слепили катамаран и тронулись в путь. Какое-то время вдоль реки встречались подъезды к реке, по карте  рядом проходила дорога, и везде встречались рыбаки, но Красноярцы не торопились доставать палки объяснили нам, что в этих местах вся крупная рыба повыбита, нет интереса ловить. Река в этом месте неширокая, течение небольшое, харьюзовые места встречаются часто, и мы решили попробовать – какой он местный хариус – достали удилишки  и ничего не можем понять ничего за целый день не поймали!

Когда стали на ночевку - распустил кораблик-саночки, мушки обычные – китайские за 3-5 рублей без наворотов и вдруг пошел клев: в основном хариус грамм 300. Рядом встали на ночевку красноярцы, а чуть позже на двух катамаранах подошли туристы - пионеры из Шушенского. Дело в том, что вдоль реки для организованного сплава в пределах дневного перехода устроены стоянки: 2-3 костровища, каркас с каменной печью для бани, подобие столиков, ступеньки к реке и т.д. места для всех найдется. Немного перекусив, пошли ближе знакомиться с красноярцами и выяснили за рюмкой чая: река ходовая с мая до холодов, хариус скатывается числа 10 сентября, основная рыбалка между вторым и третьим порогом, ловится хариус и мелкий ленок на мушку с подсадкой из опарыша, крупный ленок и таймень на блесну и мыша.  Очень удивились, что мы с собой прихватили червей (я их возле Балахонки на коровнике наковырял) здесь на них никто не ловит (потому, что их здесь нет). Самый большой сюрприз был в другом: дело в том, что мы находимся в заповеднике! Не только рыбачить, но и сплавляться без разрешения нельзя! На наш недоуменный вопрос: что делать? ответили просто - а все так делают, на границе заповедника стоит кордон, если не повезет выйдет лесник и оштрафует, а может и нет, смотря по его настроению, а до кордона еще полтора дня сплава. По совету туристов мы попрятали снасти и налегли утром на весла, что бы быстрее пройти заповедник.

Встреча с егерем прошла мирно без потерь с обоих сторон и мы начали основательно знакомиться с рыбными запасами Сисима. Распорядок дня был таким: рано утром горячий завтрак, грузимся на наш дебаркадер, останавливаемся (на наш взгляд) харьюзовых местах, обед сухпайком с запасом утреннего чая, опять сплав с элементами рыбалки, т.к. в Саянах как и в других горных местах ночь наступает очень быстро - на ночевку стаем засветло, вечерком ушица из хариуса с наркомовскими 100-200-300 гр. (это вешчь!!) и обмен опытом с соседями. Все наше путешествие мы находились в окружении 3 – 4 команд! С Красноярцами мы шли бок о бок дней 5, с туристами – пионерами дней 8 (они долго спали), кто-то нас перегонял, кого-то мы при этом никто никому не мешал!

К концу четвертого дня мы поняли, что не умеем ловить на Сисиме. Облавливали каждый слив, заводи, короче все харьюзовые по нашим понятиям места. Хариус нас разочаровывал: чуть крупнее, чем на Писанке! Хотя на кораблик утром и вечером, пока сумерки, харьюз садился гр по 400. Местные ловят кто на что: стукалка, балда, кораблик, кораблик-саночки, в проводку с мушкой с опарышем и без него и т.д. и т.п. Стали менять тактику ловли с поправкой на имеющихся у нас червей: решили выстроиться все в ряд и прочесать пару плесов и перекатов и вот он результат! Хариус стоит не в ямках и сливах в конце переката где мы его искали, а на самих перекатах (перекаты метров по 300-600)  в небольших бурунах, причем несколько раз попадали на небольшие стайки, например с одного места вылавливали по 40шт. причем чем больше червяк тем крупнее хариус, иногда клев прекращался – значит через2-3 проводки долбанет ленок. Ленки попадались до 500гр, пробовали всю дорогу блеснить, но без результатно поклевок не было и мы решили оставшееся время посвятить хариусу. Еще одна немаловажная деталь – хариус и ленок близко к себе не подпускает, если в азарте подходишь к нему ближе 10 метров клев прекращается! Нужно удилишко длинной около 6 метров с катушкой.

По ночам пытался я половить тайменя на мыша, но все ночи были светлые и эти зверюги на охоту не выходили. Удалось поймать 2-х таймешат 2,5 кг днем на желтую колебалку. И вот когда  мы вроде бы приноровились разговаривать на ты с представителями подводной фауны поперли сюрпризы! Оказывается у одного из нас уже кончается отпуск и ему нужно быть на работе через двое суток! А по рыбацкому графику мы могли бы еще неделю там болтаться со смаком! Вот это был облом! И ведь не высадишь никуда, пришлось изображать из себя маститых гребцов. И вот с таким настроением дошли до единственной деревушки – Березовка, там два местных мужичка на УАЗиках зарабатывают тем, что таких как мы доставляют на паром в Черемушки. Если дальше сплавляться по реке, то там есть еще один порог, но наверно никому не охота Енисей на веслах пересекать. Ну а дальше добрались на попутках до трассы, сели на автобус до Красноярска и домой. Дома мы с приятелем Серегой договорились, что на следующий год снова смотаемся на Сисим уже вдвоем, без ограничения по времени, что и сделали в этом году.

Часть вторая. 2004г.

Всю зиму мы пытались провести анализ нашей не очень удачной рыбалке на Сисиме, не очень удачной в том смысле, что не смогли правильно определиться с насадками для местных рыбов. Перечитали все доступные издания про повадки хариуса от Урала до дальнего востока – вывод один: брать побольше водки и пытать местных.

На этот раз решили отправиться в Саяны вдвоем изменив маршрут. Через Парное добрались до Балахты, вышли на Енисей к парому на Черемушки и вот  она СУДЬБА! На берегу трое парней из Красноярска только что прибыли с Сисима, невооруженным глазом видно, что они хотят с нами поделиться своими знаниями про местного хариуса, когда мы достали к водочке еще и сала, то тут же прошли короткий курс вязания мушек, осталось раздобыть только нитки соответствующих цветов, что мы и получили со следующей бутылкой: само тело мушки традиционно формируется нитками черного цвета, затем немного ворсинок любого меха  (у этой тройки заведовал мушками Василий, и у него были  кусочки  шкурки норки серого цвета из шапки), завершалось формирование мушки нитками зеленого цвета неярких расцветок. Расставание по прибытии паромы было трогательным: обмен адресами, предложения дружить регионами и т.д.

Обмен опытом с красноярцами.

Прибыв в Березовку,  быстро договорились с местным ''таксистом'',  за 700р. (был бы бензин с собой обошлось бы дешевле) мы оставили свою машину у него во дворе и примерно км 40 по заброшенной лесовозной дороге ехали часа 2 на его УАЗике. Мужики! Кемел - трофи и Париж – Даккар отдыхают!  Хаммеры тоже. Короче забрасывает нас на перевал, (там уже стоит УАЗ и Беларусь) и с него нам нужно еще спуститься вниз 2 км. Снаряжения у нас немного: легкий катамаран (3-4 кг), весла, тайваньская палатка (1,7 кг), обязательно надувные матрасы, спальники, полиэтилен (рукав 4м), веревки  ну и всего остального понемногу, что необходимо в тайге на 2 недели. Как ни экономили  два рюкзака кг по 40 получилось, в принципе нормально, если идти по ровной дороге, нам же пришлось спускаться по камням. Спускались 2 часа. Потом был переход вверх по реке к избушке охотников (место понравилось еще с прошлого раза).

Вот такой он - Сисим.

Когда мы с Сергеем (напарник) еще прорисовывали маршрут, договорились что едем на РЫБАЛКУ, а не за рыбой, мы наслаждались рыбалкой! Прекрасная погода, без напряга 30-40 хвостов хариуса в день позволяли немного поэкспериментировать с насадками. Вывод: хариус ловится, ловится и на червячка, и  на мушку, и на кораблик;  все нужно только правильно применить. К примеру, на кораблик и на сухие мушки бесполезно ловить до обеда – видно у хариуса и ленка (некрупного) инстинкт развит хорошо – пока солнце летом не прогреет воздух насекомые не вылетают  а значит на поверхности воды нечего нет,  но мы-то были в начале Августа и вообще летающей братии не было, тем не менее на мушку клев был только после обеда и до захода солнца.

Уловистый кораблик.

На мокрую (тонущую) мушку поклевка в любое время без перерыва на обед. На червя количество поклевок так же как на мокрую мушку и так же как в прошлом году: толще червяк - больше хариус. Но возни с червяком больше чем с мушкой. На подсадку к мушке достаточно одного опарыша до 8 поклевок, пока опарыш не станет прозрачным (если нет опарыша поклевки реже), а на червя, если сразу не подсек, и он оказался порванным, нужно его поправить а то и заменить, насаживать нужно так, что бы не болталось лишнего. Еще одна интересная деталь: познакомились с местным рыбаком  (Петр из Романовки), он говорит, что в соседней речке (через хребет) тоже водится хариус, но не более 15 см. (зовут его они  бельком). Петя тоже щедро поделился с нами секретами мушки, но у него другая технология – заканчивает формирование тельца мушки шерстяной ниткой от фиолетового до бардового цвета в зависимости от погоды! Ради эксперимента пришлось проредить свой свитер и не напрасно результат положительный.

Парус-красавец.

Порыбачить ночью на мыша пришлось только один раз – ночи были лунными и хищники на охоту не выходили, зато в единственную ночь, когда небо затягивало время от времени облаками удалось задержать с интервалом в 40 минут таймешонка на 2,5 кг и ленка около 1кг. Впечатление от ночной рыбалки обалденное! Адреналин начал подниматься, когда услышали всплески в стороне ямы. Спиннинги уже были готовы, мы тоже, и уже на второй проводке услышал всплеск и удар по мышу. Тяжело было сразу же  не подсекать, а выждать мгновение  (все-таки теоретическая подготовка необходима) и вот  таймень на крючке.  Вытащил без проблем, даже немного обидно стало, что как то обыденно показалось. 100 боевых грамм за первого тайменя (всегда находятся в резерве) и кусочка сырого тайменя захотелось еще раз попробовать и к удивлению сразу же на крючек сел ленок , но ждать с подсечкой не нужно было – сел крепко, и не смотря  что небольшой вес, сопротивление оказал достойное. А потом … разошлись облака.

Ночной ленок.

Домой добирались уже не так бестолково как в прошлом году: сплавились до деревни (2дня хода) прощальная уха на реке и утром через Енисей на пароме, вечером были уже в Кемерово. В общем считаю вторую поездку более результативную в плане пополнения своего багажа знаний, обязательно попробую мушки следующим летом на Томи и в ручьях.

До встречи. Ваш Бродяга. (в миру Юрий) г. Кемерово.